"Стой!И не боись!" Туроверов.
"Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить!" В.Шекспир.
Часто незнакомые с настоящей народной песней говорят, услышав ансамбли исполняющие этнографию, что молодые - а поют как старики. Совершенно верно. У них и учились. Так всегда и было. Копировали даже манеру. Сперва один к одному, а уж после- появлялось своё.
Традиционная песня вообще мало имеет общего с так называемым "профессиональным" пением, как и вообще , культура традиционного общества имеет мало общего с модернизмом, когда появилась возможность иметь "профессиональных" музыкантов, писателей, и далее-интеллигенцию, со всеми вытекающими ... Современная культура начала появлятся тогда, когда способ традиционной трансляции культуры от учителя-к ученику, от личности-к личности стал заменятся и вытеснятся "книжной учёностью" . Раньше же пение, сакральные тексты , знания, Веды-передавались "изустно". От человека-человеку. И именно- от стариков-детям и юношам.Они, старики и были "учителями", а не книги или как теперь- компьютеры. Давайте вспомним образ гусляра. Слепой старик( Гомер?) c мальчиком -поводырём (учеником). Взрослым, трудоспособным людям, особенно некогда было учить детей премудростям слова, да и не их это дело было- надо было добывать пропитание, работать, воевать.Естественным было разделение труда, неразрывным была связь поколений в семьях и родах- дети и старики -были лучшими друзьями. Это- символ традиционного общества. Тем и отличается модерн от традиции, тем что происходит разрыв между поколениями. Отсюда и возможность бесконечно менять язык, реформировать его и собственно сознание, манипулировать народом, который всё больше становится "населением" и "электоратом"
Мартин Хайдеггер, известный немецкий философ, писал, что "Язык-дом бытия".Это -одна из самых его замечательных метафор. Не только красивые слова. Вдумайтесь. Прочитайте работу Сергея Есенина "Ключи Марии", где описывается крестьянский дом, где каждая вещь , каждое оконце, всё строение его имеет символическое значение, и являятся элементом Вселенной, "микрокосмосом" , органически взаимодействуя и вплетаясь в быт-"Бытие" человека и его Сознание. Сравните , насколько это отличается от наших городских квартир, где всё подчинено практичности, утилитарности, машинизированно , механизированно ( не только в смысле наличия бытовой техники). Так произошло и с языком. С какого-то времени он перестал быть "домом бытия" и стал лишь "способом передачи информации", cугубо утилитарной вещью. А поскольку процесс "десакрализации" шагнул далеко , отпала и необходимость в стариках. Да и "заботу" о стариках и детях взяло на себя Государство и Книжники. Поэтому, людям "cовремЁнным", модернизированным, совершенно непонятно, зачем копировать манеру пения стариков. Они -не слышут уже в некоторых запевах "конское ржание" или "женский плач" в дишканте, оторванные от собственной национальной культуры , от традиции, от природы наконец, городские жители редко слышут эти непонятные им звуки-как шумит степной ковыль или листья от ветра, как течёт река, как поют птицы....
Стали исчезать "лишние" звуки. Я так подозреваю, что первыми стали "гласные". Те самые " е-ё-о-а-и", которые так тщательно распевают казаки ... Потому-что больше стало "cо- гласных" . Тоже метафора.
_________________ Пришли незваны- уйдёте неласканы!
|