ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФОРУМ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Текущее время: 29 мар 2024, 01:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ВЯЗЬ ВРЕМЁН
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2013, 06:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июн 2008, 17:08
Сообщений: 551
В Я З Ь В Р Е М Ё Н

Много путешествуя, живя часто и подолгу среди разных народов, вывел я для себя простую истину и способ познания характера, образа мыслей, мировоззрения, отношения к окружающим и жизни вообще, можно сказать души того или иного народа. Способ этот достаточно прост. Если желаешь в самом деле понять характер народа, отличия его от народов иных и того племени, к которому принадлежишь ты, нужно внимательно и вдумчиво читать сказки. Именно в сказках, преданиях, различных эпосах сокрыта душа народа их создавшего, сохранившего, передающего из поколения в поколение. Сказка, эпос - это некий концентрат надежд и чаяний, способов разрешения конфликтов, моделей поведения, способа мышления и образа мыслей. А если сказки и предания приведены в некую систему, если из них вырисовывается цельная картина - это уже эпос. Нечто возвышенно – героическое, характерное исключительно для народа этот эпос создавшего.
Волею судьбы оказавшись в Южной Осетии не в самые лёгкие для осетинского народа времена, я раздобыл осетинский эпос «Сказания о Нартах». Именно эта книга помогла мне понять многое в характере осетин, в их мировоззрении, отношении к смерти и жизни. Не осетин вообще, а каждого осетина в отдельности, с которым мне приходилось общаться. Многое было мне внове, но еще больше было хорошо знакомо. Знакомо по общению с другими народами, проживающими на Кавказе, а ещё больше знакомо по внутреннему ощущению древней общности культуры. Я и раньше знал, что у осетин и казаков общие аланские корни. Что само название великой казачьей реки Дон - по осетински означает просто «вода». А побывав в Осетии, я узнал, что Донов очень много. Ардон, Кармадон, Бухардон и многие другие Доны с различными приставками текут в Северной и Южной Осетии. Много похожего и в характерах осетин и казаков. Но поразило меня, окончательно убедило в том, что мы народы родственные, имеющие общих предков, одно интересное обстоятельство. В очередной раз прочитывая «Сказание о Нартах», я натолкнулся на эпизод, как Нарты испытывали одного из своих героев по имени Батрадз. Говорят, что самый узаконенный вид плагиата - это цитирование. Но здесь без цитирования не обойтись. Я приведу полностью отрывок из Сказания, который так меня поразил:

Батрадз возвращался с похода. Сто всадников выслали ему навстречу. Чтобы напали они на него из засады. Но когда кинулись они на Батрадза, то повернул он коня и погнал его, будто спасаясь бегством. В погоню пустились за ним всадники. Но так как не одинаковы были их кони и одни обгоняли других, преследователи вытянулись в длинную нить по дороге. И тогда Батрадз неожиданно повернул коня своего, и – Бог избави нас всех от такой напасти! – одного за другим одолел он всех, - окровавленные и израненные, разбрелись они по домам.

Интересный боевой приём, не правда ли?
И вспомнилась мне совсем другая история. Был я в гостях на верхнем Дону в хуторе Мещерякове. Места там красивейшие. Величественный Дон, вполне приличные меловые горы, пойменные леса, нетронутые плугом степи. Прогуливаясь как-то по окрестностям хутора с одним из местных казаков, я обратил внимание, на белый высокий монумент, находившийся достаточно далеко от нас, вполгоры одного из высоких холмов. «Кому это памятник?» - спросил я. «А, это? Это красным кавалеристам, отдавшим жизнь за установление советской власти на Дону!» - с непонятной ухмылкой ответил казак. И рассказал историю времён гражданской войны.
Во время подавления Вёшенского восстания казаков, предпочитавших воевать в конном строю, красные были вынуждены так же формировать кавалерийские части. Но в отличие от казаков, выросших в седле, вчерашние крестьяне и рабочие, посаженные «на конь», кавалеристы были ни - это и друг, и оружие одновременно. Можно сказать, что казак и выращенный им для службы конь превращались в некий симбиоз, нечто целое и нераздельное, в единый организм, в котором нет ни главного, ни второстепенного. Так что легенда о кентаврах, не такая уж и легенда. Другое дело крестьянин, для которого его Сивка-Бурка не более чем тягловая сила, скотина, способная к тяжёлой работе, крайне необходимый, но всё-таки всего лишь живой инвентарь. Про рабочих и говорить не приходится. Телега, пролётка, конка. Понятно: в те времена, когда гужевой транспорт был основным средством передвижения, видом лошади трудно было кого-то удивить. Практически все примерно знали, как нужно ездить. Но одно дело знать. Совсем другое уметь. И совсем уж третье, когда это образ жизни.
Так вот, в один из холодных осенних вечеров конная команда красных кавалеристов вошла в хутор. В хуторе одни старики, дети да бабы. Взрослые казаки – кто в красных, кто в белых. Бьются каждый за свою правду. А тут экспедиционный корпус движется из центральных районов России, чтобы покарать непокорных, осмелившихся поднять оружие против новой, чуждой казакам власти. И карали по-серьёзному. Хуторские казаки, в большинстве своём, активно участвовали в восстании. Так что пощады особо хутор не ждал. Притаились все по куреням, ждут что будет. Понятно: что ничего хорошего. Но каждый надеется: авось пронесет. Ведь даже Господь молился о том, чтобы его «миновала чаша сия». А человеку тем более свойственна надежда. В полной тишине, под перестук копыт по подмёрзшей земле, под позвякивание оружия, красный отряд входил в хутор. И вдруг шум, гам, выстрелы, красные конники развернули своих коней, и скопом поскакали из хутора, стреляя на ходу. Бабы прильнули к окнам, вездесущие мальчишки выглядывали из-за плетней, кое-где из дворов вышли старые казаки, чтобы посмотреть, в чём причина переполоха. В хуторе наступила тишина.
Что произошло, стало известно гораздо позже. Об этом не принято было громко говорить в годы советской власти, но в казачьих дворах трудно что-либо утаить. Да и не утаивали особо в беседах между собой.
В тот злополучный вечер, когда в хутор входили красные, к одной из жалмерок, живших на окраине хутора, прибыл из за Дона милый дружок погостить. Соскучился, видно, казак так, что презрел опасность, переплыл с конём Дон, хоть водичка была уже ледяная. Ну да за-ради любви и не такие подвиги совершались. Встретила его любимая как положено. Накормила-напоила, спать уложила. Разомлел казак в тепле после задонских окопов да буераков, заснул крепко. А она встала потихоньку, да давай его бельишко да форму казачью пропотевшую, много дней несниманную стирать. Постирала, да и вывесила, по бабской привычке во дворе на верёвке. Висит, сохнет. И бельё, и гимнастёрка, и штаны с лампасами. Откуда во дворе у одинокой женщины, штаны с лампасами? Приметил эти штаны комбедовец местный, комсомолец хуторской из иногородних. Сообразил паршивец, что к чему. А сообразив, побежал навстречу красному отряду, как раз входившему в хутор.
За малым его не пристрелили, потому как на голове у него была казачья фуражка с красным околышем, неизвестно у кого реквизированная комсомольцем и с гордостью им носимая. С гордостью, потому как до революции, он и мечтать не мог о такой красивой фуражке. Эта фуражка, за малым не стоила ему головы. Но обошлось. Разобрались. А когда поняли, о чём лопочет перепуганный представитель беднейшей части батраков, двинулись всем отрядом к куреню, указанному им. И совсем уж было окружили каратели курень, но заржал привязанный в леваде за базом конь, встрепенулся казак, сон как рукой сняло. Почуял неладное, сорвал со стены шашку в ножнах и, как был, в одних подштанниках, сиганул в окно. Благо конь не рассёдлан был, только подпруги ослаблены. Прыгнул в седло казак и, через покосившийся плетень, через крапиву и бурьян осенний, рванул проулком за хутор. Весь красный отряд, стреляя на ходу, за ним. За хутором, единственная дорога круто шла в гору. Конь казачий добрый был, у преследователей поплоше. Но они неслись азартной стаей, постепенно вытягиваясь в цепочку на неширокой дороге. Скачка продолжалась довольно долго, интервал между красными постепенно увеличивался. Преследуемый нёсся вихрем в гору пригнувшись к гриве коня и время от времени поглядывая через плечо. И вот, почти на вершине горы, он остановился. Развернулся лицом к преследователям. Вынул шашку из ножен. Ножны бросил на землю. И понёсся вниз. В закатных лучах солнца поблёскивала красным сталь клинка. И она становилась всё более и более красной. Затем чёрной. Взмахивал шашкой казак и валился под ноги коню очередной преследователь. Кони, освобождённые от всадников, безпорядочно метались по косогору. Дорога всадника вниз была отмечена безформенными, мокрыми от крови, кучками человеческой плоти вперемешку с форменной одеждой. Сильно растянулся отряд. Весь его вырубил казак. Последний боец испугался, развернул коня и поскакал к хутору. Но и его нагнал рубака. Взмах клинка, короткий вскрик, нет человека. Бьётся на земле почти перерубленное надвое тело, мгновением раньше бывшее человеком. Мечтавшее о лучшей жизни. Любившее, наверное. Но пришедшее убивать.
И поплатившееся за это.
Заскочил казак в хутор, во двор, где ещё трепыхалось на лёгком ветерке его бельё. Сорвал с верёвки штаны, натянул, быстро обул сапоги, схватил остальное в охапку и прыгнул на коня. Выскочила на баз его жалмерка, закричала, заломив руки. Да куда там. Той же дорогой, в гору, мимо порубанных им, лежащих обочь дороги врагов, ускакал казак. Больше его в хуторе никогда не видели. А красным кавалеристам белый памятник поставили. С красной звездой и надписью. Что похоронены здесь, погибшие от рук белогвардейцев, борцы за советскую власть. И не сообразили устанавливавшие памятник, кому на самом деле они его поставили.
А хуторяне помнили. И сейчас помнят.
Вот такая вот история.
Вернее две истории. Расстояние между которыми – века.
А территория, возможно одна.
И народ, возможно один.
Братья мы. Во Христе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЯЗЬ ВРЕМЁН
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2013, 07:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 окт 2013, 12:05
Сообщений: 52
Откуда: Запорожская Сечь и ДВ (Романовка). Казачий род Печерица
Это из жизни Воронина мемуары или перепечатка? В каком году был в том хуторе? В части древней истории, аланы (олени) действительно были одним из племён в сарматском союзе.

_________________
Земля и люди


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЯЗЬ ВРЕМЁН
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2013, 09:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 окт 2013, 02:30
Сообщений: 32
Замечательный рассказ, спасибо большое!
Особенно поразил и порадовал необычный историософский подход, который, в сочетании с оригинальным фабульным решением, позволил Вам столкнуть и сопоставить две столь далёкие друг от друга исторические реалии. Даже не так - область Мифа (по Бахтину) и реальности, но для нас, например, такой уже далёкой, что рассказчик создаёт данной параллелью тоже своего рода новый Миф (по Мирча Элиаде), как бы кусочек Эпоса, которым для современных детей уже является то трагическое противостояние казачества. И рассказчик неожиданно объединяет с помощью талантливой и верно явленной литературной аллюзии, качества двух народов, как доказательство их родства, близости, превращая живой и самобытный рассказ в эссе, напоминающее чем-то вещи аргентинского писателя Борхеса (только менее схематично, нежели у него) или серба Павича. И в этом рассказе-эссе на "метаисторическом" уровне обосновывается гипотеза, находящаяся сейчас на переднем крае исторических исследований, - родства осетин и казаков, через из общее происхождение от аланского народа.
Неожиданностью стало и то, что данная гипотеза, активно обсуждаемая нами в узком кружке людей, и выводимая из ряда монографий на темы, близкие к данной, в которых сфокусировались интересы нескольких серьёзных исследователей как в нашей стране, так и за её пределами, - вдруг параллельно возникнет на этом форуме, обретя в формате малой прозы интереснейшие подробности под уверенным пером казачьего полковника В.В. Воронина...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЯЗЬ ВРЕМЁН
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2013, 20:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2010, 19:49
Сообщений: 3095
Откуда: г. Ростов-на-Дону
Исторические реалии и подробности, увы, не совсем правильные... Казачий полковник Воронин упустил, что казаки носили суконные шаровары ( а не ШТАНЫ !) с лампасами, а сукно не стиралось - потому, что оно в таком случае давало усадку и форменная вещь сильно деформировалась. Это знал каждый казак. В случае загрязнения рекомендовалось высушить предмет формы при комнатной температуре и в расправленном виде почистить сухой щеткой. Жирные и засаленные пятна рекомендовалось оттирать керосином или бензином.

Далее. На войне казак первым делом схватил бы винтовку. И патронташ. Это во времена кремневого оружия и генералиссимуса А.В. Суворова пуля была дурой, а штык молодцом... В девятнадцатом веке полковник Кольт своим изделием уравнял сильных и слабых. Х. Максим своим изобретением изменил тактику на поле боя... Ну, а в двадцатом веке нарезная пуля полностью вытеснила и штык, и шашку... Таковы реалии. Увы-с...

Стиль изложения очень хороший и доходчивый. Извиняюсь за критику.

_________________
http://vk.com/club65024148


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЯЗЬ ВРЕМЁН
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2013, 21:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июн 2008, 17:08
Сообщений: 551
Николай Новиков писал(а):
Стиль изложения очень хороший и доходчивый. Извиняюсь за критику.


За критику спасибо!
Не буду теперь стирать свои суконные шаровары.
Но Вы же, надеюсь, понимаете, что рассказ вовсе не про штаны.
На самом деле, как мне рассказывали в хуторе, просто соседи стукнули.
А про постирушку я придумал для динамики рассказа. Яркое пятно, так сказать. Это же не историческое исследование, а художественное произведение.
Но извините, за карабин казак не схватился, как рассказывают старожилы. Именно шашкой порубал.
В любом случае, спаси Христос за внимание.
С неизменным уважением,
Воронин.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЯЗЬ ВРЕМЁН
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2013, 22:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2010, 19:49
Сообщений: 3095
Откуда: г. Ростов-на-Дону
Господин полковник. Прошу не принимать близко к сердцу. Мне нравится читать Ваши рассказы. Будем думать, что шаровары вывесили просто просушить. А вот карабинов у казаков не было. Именно ВИНТОВКА Мосина КАЗАЧЬЕГО образца!) Это принципиально.
С уважением.

_________________
http://vk.com/club65024148


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЯЗЬ ВРЕМЁН
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2013, 22:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июн 2008, 17:08
Сообщений: 551
Николай Новиков писал(а):
Господин полковник. Прошу не принимать близко к сердцу. Мне нравится читать Ваши рассказы. Будем думать, что шаровары вывесили просто просушить. А вот карабинов у казаков не было. Именно ВИНТОВКА Мосина КАЗАЧЬЕГО образца!) Это принципиально.
С уважением.


Ещё раз спасибо!
Собственно я и публикую эти рассказы здесь для того, чтобы получить замечания. Здесь всякую ошибку можно исправить, а на бумаге уже нет.

По-моему невежественному мнению, карабин Мосина, это укороченный вариант винтовки. Без штыка. У меня один такой есть. КО - 44 называется. Но я не специалист по оружию, могу и ошибаться.
Слово "карабин" я употребил намеренно, хотя и обратил внимание, что Вы говорили именно о винтовке.
Спасибо за замечание!
Надеюсь и в дальнейшем на Ваше внимание.

С неизменным уважением,
Воронин.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЯЗЬ ВРЕМЁН
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2013, 22:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2010, 19:49
Сообщений: 3095
Откуда: г. Ростов-на-Дону
КО - 44 - карабин охотничий обр. 1944 г. На основе советского карабина системы Мосина обр. 1944 г. с неотъёмным штыком ( охотникам спиливают кронштейн). Была ещё в РККА и довоенная модель 1938 г.( без штыка). Карабины поступали на вооружение артиллерии. В Русской Императорской Армии существовала модель карабина 1907 г. Вооружались ей обозные рядовые, воздухоплавательные части, самокатчики и ещё некоторые воинские специальности. Казаки традиционно вооружались винтовкой. В царской армии КАЗАЧЬЕГО образца - короче пехотной, но с небольшими отличиями от драгунской. Это и в песнях казачьих подчёркивается: "Отпусти полковник на винтовку поглядеть, чтоб моя винтовка чиста, смазана была..."
В РККА казачьи эскадроны вооружались практически также, как и пехотные роты. Основная часть бойцов с винтовками Мосина ( уже единого образца для всех модификации 1930 г.) , изредка с СВТ; командиры взводов и отделений с пистолетами-пулемётами ППД или ППШ; пулемётчики с ручными пулемётами Дегтярёва - ДП-27.

_________________
http://vk.com/club65024148


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Новости СКВРиЗ

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

Rambler's Top100 доборные элементы