Казаки народ, но казачий конь пока позади телеги!
Беседу ведут идеолог возрождения казачества, Президент группы компаний «АгроПолис», известный казачий меценат Петр Косов (П.К.) и кандидат исторических наук, Член Высшего Совета Ростовского отделения МОО содействия развитию государства «ПЦ Социальной Перспективы» Роман Манченков ( Р.М.).
Р.М.: 23 сентября 2013 года Атаман СКВРиЗ В.П. Водолацкий дал интервью радио Голос России «Казаки хотят помочь государству в наведении порядка», а также 25 сентября 2013 года за № 39 вышла статья в газете Крестьянин «Двуглавое казачье Войско». Знаю, что Вы читали эти две статьи. В них тема примерно одна. Петр Севостьянович, скажите, почему реестр, поддерживаемый государством, оказался в такой ситуации?
П.К. Я прочитал с большим интересом обе статьи. По моему это одно из лучших интервью атамана Водолацкого В.П. за последние пятнадцать лет. А после того как он отбыл от берегов Тихого Дона, то начал не только мыслить по-другому, но и говорить иначе. В данном интервью прослеживается четкая и ясная позиция в определении главного вопроса, что мы – КАЗАКИ!
Р.М. Но Вы, как историк не могли не заметить ряд ошибок, когда В.П. Водолацкий говорил о Петре I, формировании Кубанского казачества, Троцком и Свердлове.
П.К.: Как говорил мой покойный друг, писатель А.В. Калинин « Это всё блохи». Да, Кубанское войско формировалось не только из черноморцев (бывших запорожцев), но и из линейцев ( а на линию посылали донских казаков). Действительно, Троцкий не принимал решения Оргбюро о расказачивании от 24 января 1919 года, поскольку в Оргбюро не входил. Но в сам процесс расказачивания вложил не мало сил. Но большую роль в принятии этого документа сыграли донские большевики, особенно Сырцов и Васильченко. Именно их аналитические записки на имя Свердлова легли в основу этого кровавого решения.
Р.М.: А Лев Толстой тоже цитируется не верно.
П.К.: Не знаю точно. Но хочу сказать, что у Льва Николаевича есть как минимум два замечательных выражения о казаках: « Вся Россия казачеством хочет быть: Земля, Воля, Служба Отечеству», и «Границы России лежат на арчаке казачьего седла». Очень хорошие слова. И в свое время мы часто эти слова цитировали. Но эти мелочи не умоляют значения интервью, в котором утверждается, что казаки являются народом!
Р.М.: А какие отклики были в казачьей среде и обществе, когда Вы, будучи идеологом Войска Донского, заявили в СМИ, что казаки народ?
П.К.: Казаки в основном и так знали, что являются народом, только сказать об этом через СМИ и правильно сформулировать точку зрения, не имели возможности. Сказывалось советское наследие. В действительности, казаки как народ, при монархии были поставлены в условия сословия. Но от этого казаки народом быть не перестали. А вот у украинцев дело обстоит несколько сложнее
Р.М.: Вы имеете ввиду польский реестр?
П.К. Да, именно польский реестр в который зачислялось то 30 тысяч казаков, то 40 тысяч. В разные годы по-разному. Донские казаки тоже служили в гвардии Персидского Шаха. Вспомните «Тихий Дон» и атамана станицы Каргинской Лиховидова. Кстати атаман Таганрогского округа СКВРиЗ Александр Шепеленко, доводится ему родственником- внучатым племянником. А атаман Каргинской был действительно деятельный и мудрый казак.
Р.М. Еще раз о сословии и казаках
П.К. Скажу проще. Были казаки- купцы, казаки-священники и другие социальные группы. Это ведь и есть сословия. Масло не бывает масляным. В 90-е годы, как в общем и сейчас, мы не хотели выходить за рамки правового поля. И на всё про всё был один закон: «О реабилитации репрессированных народов». Там ясно сказано, что казаки- народ.
Р.М.: А какое Ваше прагматическое мнение?
П.К.: Отвечу еще короче. XXI век – век больших скоростей, и пустым делом никто не будет заниматься. XXI век на дворе. Какие сословия? У сословий нет перспективы и нет будущего. Мы что сословное государство? Или имеется намерение возродить дворян и бояр? К сожалению, дважды в одну реку войти невозможно.
Р.М.: Почему так тяжело идет процесс возрождения казачества как народа?
П.К.: Тема огромная и мнение мое субъективное.
Р.М.: И Вы со своим мнением не согласны?
П.К.Самое главное жить в согласии со своим мнением. Во- первых казаки в период Гражданской войны понесли невосполнимые утраты как не один другой народ России. Я думаю, что читатель цифры знает. Сошлюсь на данные доктора исторических наук, профессора ЮФУ Андрея Вадимовича Венкова. Если пересчитать количество погибших, то получится, что было уничтожено всё мужское население и прежде всего главные носители идеи- атаманы, офицеры, члены Правлений Круга, купцы и священники. Спустя десять лет после Гражданской войны, десять тысяч хозяйств не имели кормильца. Станица, казак- стали запрещенными словами. За ношение лампасов- смерть.
Р.М.: А ведь после принятия Сталинской Конституции 1936 года и станицы и лампасы вернулись к казакам.
П.К.: Сложная тема. Переименовывали кавалеристские части в казачьи- верно. Их формировали по преимуществу из казачьих областей Дона, Терека, Кубани. А вот в танкисты, летчики не брали. Боялись, что казак улетит, или на танке уедет. Шолохов кстати обращался по этому поводу к Сталину. Я считаю, что с принятием Конституции, расказачивание не закончилось. Просто был новый этап тихого геноцида. Не секрет, что оставшиеся в живых казаки- кулаки отбывали наказание, без права возвращения в родную станицу. Советы продолжали бояться казаков.
Р.М. Но ведь сам Сталин после принятия Конституции своеобразно использовал казаков.
П.К.: Приведу пример одного известного перебежчика, служившего в органах ГБ СССР. Фамилия его была Орлов. Точность не гарантирую, но смысл передам. В 1937-38 годы Сталин собрал весь Высший комсостав в Колонном зале Дома Союзов. Начало церемонии несколько задержалось. Как вдруг распахнулись двери, и в зал вошла большая группа казаков. Черкески, лампасы, газыри, фуражки с околышами. На мгновение наступило оцепенение, и весь комсостав сделал робкий шажок назад. То есть вся масса попятилась. Вскоре по залу пошел легкий единодушный шепот –«не дорубили». Я думаю хитрый Сталин «закодировал» этот ход. На самом деле он хотел показать, что у него есть на кого опереться во внутренней борьбе с Красной Армией в случае ожидаемого военного мятежа.
Р.М. Да. Юмор у Иосифа Виссарионовича был своеобразный. Но мы знаем, что в 40 годы, казаков, осужденных в 30-е годы выпускали из лагерей со справками.
П.К. Когда я был первым заместителем Атамана Войска Донского, то держал в руках подлинную такую справку. Она была выдана освобожденному из лагеря казаку. В графе национальность четко значилось- казак! Когда казак приходил в районный отдел внутренних дел с такой справкой, то ему говорили, что такой национальности нет. На самом деле, чтобы срок у казака был больше, следователи прописывали в графе национальность- казак. И осужденный автоматически получал на пять лет больше.
Р.М. Знаю, что Ваш дед Дулимов Филипп Иванович после смерти Сталина вернулся в родной хутор. И таких казаков было не мало. Наверняка это решение казакам давалось с трудом, зная о большевицких репрессиях.
К.П. Как мне рассказывал дед, он похоронил друга. И на могиле дал себе клятву, что будет похоронен на Родной земле, а не на чужбине. Поэтому решил ехать на Родину, а там будь, что будет. К сожалению, в родном хуторе он прожил всего несколько дней. Но больше всего говорил со мной. Помню, что он сказал: « Я еще поднимусь, и мы дойдем до Дона». Но к сожалению, этому не суждено было сбыться. Он умер и был похоронен рядом со своей женой, которую вынужден был оставить в 1920 году.
Р.П. Виктор Петрович говорит о казачьей диаспоре за рубежом. Вы объехали практически весь цивилизованный Мир, что скажете по этому вопросу?
П.К.: Ну не весь цивилизованный Мир. Даже у родственников в Австралии не был. Отвечу словами бывшего кадета донского казака, профессора Улитина. Он заметил, что реабилитации казачества не дождалось одно поколение эмигрантов. Уходили десятками тысяч. А что осталось? Однако то, что осталось- без сомнений ценнейшее наше достояние. Так что пусть братья казаки не обижаются, но нам нужно рассчитывать только на свои силы. Никакая заграница не поможет.
Р.М.: Где Вы географически видите главное звено возрождения нашего народа?
П.К.: Географически между Волгой, Доном и Кавказом.
Р.М.: А как же остальные Войска? Разве их вклад не меньше?
П.К.: Недавно был на Урале. Присутствовал на одном из казачьих Правлений в качестве гостя. Спрашиваю, сколько у них по переписи идентифицировалось казаками? Отвечают, что никто. Тогда я спросил, почему так произошло? А они мне ответили, что команды не было. В принципе, сложившаяся ситуация вполне объяснима. Ведь после гражданской войны и репрессий, на Урале уральских казаков практически не осталось. Сейчас основную роль в возрождении казачества там играют так называемые «поверстанные», или «приписные» казаки. Добавлю здесь, что о судьбах казаков времен гражданской войны и репрессий мы узнали благодаря бесценным трудам исследователей. Например, Хохульников, Тоболина, Кокунько, Мелихов, Зарецков внесли огромный вклад в сохранение наследия Зарубежья и приобщения к нему казачьего народа.
Р.М.: Пётр Севостьянович, скажите, а почему власти опасаются оглашения подлинных результатов переписи населения в России в части казачества.
П.К.: Я не власть. Не знаю. Но могу предположить, что первое опасение, это вероятный численный «отток» русских и украинцев. А значит, и тех и других будет меньше. Вторая причина- выделившись в этнос, казаки могут поднять вопрос о геноциде и утрате имущества. То есть будет не исключена тема компенсации, и даже реституции. Ведь все народы России получили компенсации кроме казаков. Представьте, что произошло с одним только Новочеркасском? Считаю, что к этому не готовы ни власть ни казаки. Ответственно говорю, что не готовы. Да и кто любит делиться? Наконец, думаю, что власти всерьез опасаются казачьих «республиканцев».
Р.М.: А как Вы относитесь к Донской казачьей Республике?
П.К.: Я не монархист. Дед мой был монархистом. Когда уже и царя не было, все равно молодого жеребца обучал в степи боевому делу. Соседи удивлялись, ведь царя нет –кого защищать? А дед отвечал, что Россия и казаки без царя жить не могут.
Р.М. Я про республику атамана Юдина, а не про монархию.
П.К.: Скажу так. Впереди коня телега, или казачий курень, который строится с крыши. В общем, мечтать не вредно, а вот работать тяжело. А про статью в «Крестьянине» «Двуглавое казачье Войско» давай поговорим в другой раз. Продолжение следует
Последний раз редактировалось yakazak 28 сен 2013, 12:38, всего редактировалось 3 раз(а).
|