ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФОРУМ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Текущее время: 19 мар 2024, 13:41

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 20:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 ноя 2013, 15:19
Сообщений: 133
Есть на карте одно название, которое стойко ассоциировалось с Таловским районом с момента появления последнего. Это имя небольшой по меркам Подонья речки, берущей свое начало у бутурлиновского села Козловка и впадающей в своего «старшего брата», Битюг, у аннинской Старой Чиглы, пересекающей с юга на север Таловский район.

Село Чигла.

Существует много версий перевода этого гидронима. Например, "граничить". Мол, во времена хазар наша река была границей между русскими и хазарскими владениями. Другие уверены, что Чигла с татарского переводится как глинистое место, болото. Такое ощущение, что на всем многокилометровом пути татарских всадников не было более топкого места, или здесь они впервые увидели глину. Возможно, название нашей реки произошло от тюркского слова "Чигла" - "журчать" - тогда реку называли журчащей. В народе есть ещё несколько версий возникновения и перевода слова Чигла. Говорили, что у некоего хана так звали любимую дочь, она погибла, и в её честь был назван боевой конь. Правда, причем здесь речка не совсем ясно.

Впрочем, свой рассказ мы затеяли не для поиска нестыковок в традиционных версиях, а для того, чтобы предложить еще один вариант происхождения этого гидронима.

Начать следует, наверное, с того, что на картах даже вековой давности вы не найдете реки Чигла. Вместо нее от бутурлиновской Козловки через Самодуровку, нынешнюю Орловку, и Новую Чиглу извилисто петляет Чиголка. Самуил Георг Готлиб Гмелин, немецкий путешественник и натуралист на русской службе, академик Императорской Академии наук, описывая в середине XVIII века охоту на диких лошадей в нашем крае, называл ее Чихолка. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, рассказывая все о той же Козловке, тоже отсылает нас к Чиголке. И, вторя Гмелину и Ефрону, до сих пор некоторые старики в Новой Чигле свою речку называют также.

Не надо быть ономастом - лингвистом, специализирующемуся на изучении имён собственных в нашем языке, чтобы понять: название-то непростое. Делится оно на две части: более древнюю «чигол» и позднюю, явно славянскую «ка».

Родных братьев и сестер на современной карте бассейнов рек Дон и Днепр у Чиглы или Чиголки немало: Оскол, Ворскол (нынешняя Ворскла), Воргол. В большинстве случаев, пытаясь отыскать этимологические корни имен этих рек, исследователи ограничиваются формулировкой: «очень древний гидроним, утративший ясность». По мнению учёных, имеет он то ли славянское, то ли угро-финское происхождение. Впрочем, есть и более конкретные мнения.

Так автор весьма популярного сегодня топонимического словаря профессор Евгений Поспелов, в течение многих лет возглавлявший Топонимическую комиссию Московского филиала Географического общества СССР, считал, что гидроним Ворскла образован из этнонима «аорсы», - так называли народ, входивший в состав сарматских племен. Второй элемент названия «кол» в тюркском языке означает «река, долина», то есть река получила у тюрков название по проживавшему на ней народу аорсы. Название Ворсклы встречается в письменных источниках с 1173 года. Под этим именем река фигурирует и в Ипатьевской летописи. Но с тех пор и до нашего времени название писалось неоднообразно и побывало в мужском и женском роде: Въръскла, Ворскола, Ворсклъ.

Если это и не ключ к разгадке имени нашей речки, то, во всяком случае, весьма правдоподобный вариант появления таких гидронимов. Следуя логике доктора географических наук, Оскол – это река асов, а Чигол, или если предположить, что первоначально это звучало как Чигкол – река чигов.

Можешь не напрягать память, роясь в остатках школьных знаний, дорогой читатель. Вряд ли ты что-то слышал об этом довольно многочисленном ираноязычном племени, даже не смотря на то, что о чигах, зихах, зигах или адзыгах повествовали в своих трудах десятки авторов античности и средневековья.

Первое упоминание имени племён чигов оставил Страбон в I веке до н. э. в своём труде «География». Последнее же письменное свидетельство относится к XVI веку. В «Записках о Московии» габсбургский посол, историк и писатель Сигизмунд фон Герберштейн, отдавая дань прежней традиции, называл эту народность «чики», однако, параллельно уже использует новое название - «черкасы».

Хотя они могли скрываться и под другими именами: бродники, берендеи, черные клобуки, чаги. Под ними чиги кочуют по русским летописям из списков в списки.

Да что там летописи! Ты, дорогой читатель, и сегодня можешь оказаться среди потомков этого народа, побывав в хоперских казачьих станицах. Так, во всяком случае, утверждают многие исследователи, весьма убедительно доказывающие происхождение малороссийских, гребенских и донских казаков именно от этого племени. Кстати, до сих пор «низовые» донские казаки называют своих «верховых» братьев, хоперцев, «чигой».

Территория, на которой появлялось это племя в разные периоды истории, огромна: от узкой полоски берега кавказского Причерноморья и Крыма до лесов Рязанщины. Но есть место, где они задержались надолго.

Дошедшие до наших времен географические название с корнем «чиг» от Днепра до Урала не так и много. Это озера, реки, и, как следствие, села и поселки Чигорак, Чигонак, Чиганаки, Чиганары и т.п. расположенные довольно компактно в междуречье Дона и Волги, причем, наибольшее их количество так или иначе связаны с Хопром и его притоками. А это не что иное, как место расположения Червленого Яра – загадочного образования, существовавшего, как предполагают ученые, с начала до середины второго тысячелетия нашей эры на территории современных Воронежской, части Саратовской и Волгоградской областей. И так уж вышло, что географический центр этой огромной территории приходится на нашу Каменную степь. О Червленом Яре чуть подробнее мы расскажем позже, а пока остановимся на другом, не менее интересном факте.

На перепутье

Два последних десятилетия XV века и первая четверть века XVI оказались сложными для Червленого Яра. Причиной тому стали разгром района Сарая в 1480 году и случившееся параллельно ему «стояние на Угре». На бывшей территории Большой Орды западнее Волги воцарился вакуум власти. Геополитические стратегия и тактика населения Червленого Яра, выработанная за три последних века, оказались неактуальными. Зато появились новые угрозы в лице бывших соседей Орды – заволжских ногайцев, надвигавшихся с востока, и северной Московии. Не прочь были грабить эту территорию, особенно ее южную часть, и крымские татары. Так что если ранее у чигов и их соседей был один, хотя и сильный оппонент, то теперь беды можно было ожидать с любой стороны. Червленый Яр оказался одиноким самостоятельным образованием среди огромной практически безлюдной территории.

И если с ногайцев и татар грады Червленого Яра интересовали в качестве объектов грабежа, то с Московией все было сложнее. С точки зрения московских князей Червленый Яр должен был представлять собой какую-то подозрительную территорию, не всегда дружественную, хотя и большей частью православную, но входившую в состав Большой Орды и вполне лояльную по отношению к ней вплоть до ее падения. Не меньше чем национальный и религиозный состав, московских князей и бояр должны были раздражать общинные порядки в Червленом Яру, резко противоречившие окрепшему, быстро набиравшему силу московскому феодализму.

Червленоярцы в свою очередь не могли не знать, что рязанские великие князья к тому времени уже стали марионетками великого князя московского и что в Рязанском княжестве еще с середины XV века фактически правили московские наместники. Более того, были моменты, московские войска заходили на левой берег Дона и в бассейн Битюга, т. е. уже на червленоярскую землю. Экспансия Московии на юг, в «дикое» для нее поле, набирала обороты. И это не могли не понимать обитатели Яра.

Впрочем, давление извне могло быть не единственной причиной исхода. В Червленом Яру община сумела подавить развитие собственных или внедрение посторонних феодалов – бояре, упомянутые в 1350-х годах, исчезли. Но прекратить рост населения община не могла, как, впрочем, и экономическое расслоение общинников. В прихоперских общинах, зажатых в узкой полосе между кочевьями битюгских и агры-хановых татар, резервы неосвоенных земель должны были иссякнуть очень рано, а расселяться на соседние земли было затруднительно.

Словом, жизнь вынуждала их ответить на вопрос: как и где жить дальше. И вряд ли они медлили с ответом 40-50 лет, о которых говорил Попко.

События, описанные в его изложении и маловероятные для 1520–1530-х годов, хорошо укладываются в период с 1480-го до начала 1490-х годов, когда сперва – формально из-за ссоры Агры-хана с Ахмед-ханом, а фактически под давлением заволжских ногайцев – поднялся и ушел в полном составе улус Агры-хана, а за ним вскоре последовали и червленоярцы.

Есть и еще одна временная привязка. Уже упомянутый нами дипломат и путешественник Сигизмунд Герберштейн в своей книге «Записки о Московии» сообщает, что «черкесы», под которыми он подразумевает вообще адыгов, «совершают богослужение на славянском языке (который у них в употреблении)». Поскольку Герберштейн мог получить такие сведения лишь в один из двух своих приездов в Москву, в 1517 или в 1526 годах, и поскольку эти сведения могли попасть, с Кавказа в Москву, очевидно, лишь спустя некоторое время после распространения русских богослужений и русского языка среди «черкесов», можно думать, что какие-то русские появились на Северном Кавказе ранее 1520-1530-х годов, к которым Иван Попко приурочил переселение червленоярцев.

Таким образом, можно с большой долей вероятности говорить о том, что миграция для части населения Червленого Яра стала острой необходимостью в последней четверти XV века.

О том, что в то время ушли далеко не все червленоярцами, говорит еще и такой факт, приводимый Попко. По рассказам стариков, примерно в начале XIX или в конце XVIII века у гребенских казаков сохранялся обычай выбирать себе невест в южной части Воронежской губернии. То есть, ушедшие на Кавказ продолжали поддерживать отношения с оставшимися соплеменниками.

После исправления хронологии событий, приводимых Попко, вроде бы понятно, когда и почему покинули Червленый Яр часть его обитателей. Но только ли на Кавказ шли чиги?

Вызывает сомнение и употребление Попко по отношению к обитателям Червленого Яра определения «рязанские казаки». Последние в XV и начале XVI века, до формального присоединения Рязанского княжества к Московскому государству, произведенного в 1520 году, упомянуты в источниках лишь дважды. В 1444 году они защищали город Переславль-Рязанский от золотоордынских татар. В 1502 г. рязанские казаки упомянуты в двух документах, но по одному поводу. Первый источник – личное письмо московского великого князя Ивана III рязанской великой княгине Аграфене с требованием организовать сопровождение и охрану турецкого посла, ехавшего из Москвы через Переславль-Рязанский и Старую Рязань к верховьям реки Воронеж и далее вниз по Воронежу и Дону. Другой – копия инструкции московскому представителю, сопровождавшему посла. Из них ясно, что речь идет о служилых казаках из гарнизона Переславля-Рязанского, и никак не подтверждается их непосредственное отношение к Подонью.

Возможно, источником появления «рязанских казаков» у Попко стал другой источник ХIV века. В 1554 году Иван IV в наказе русскому послу в Польше велел отвечать на возможный вопрос о московско-кабардинских отношениях: «Черкасы государей наших старинные холопы, а бежали с Резани». Эти слова, конечно, нельзя понимать буквально, но они могут свидетельствовать о наличии среди кабардинцев уже в начале 1550-х годов каких-то групп, имеющих отношение к территории современной Ивану IV Рязани.



Казак по имени Чигас

Миграция на Терек части червленоярцев, если мы правильно понимаем ее причину, могла быть не первой и не последней. И не только в этом направлении.

Еще одним путем их исхода мог стать восточный, приведший их в Поволжье. Впервые русские источники сообщают о существовании здесь казаков в 1560 году: «...Казаки вороваху по Волге... Благочестивый же Государь посла на них воевод своих со многими ратными людьми и повеле их имати и вешати...». Неприятельские отношения Московии и казаков здесь относительно недолго. В октябре 1577 года Иван IV Грозный направляет своего стольника Ивана Мурашкина на Волгу с приказом «...воровских волжских казаков пытать, казнить и вешать». Во многих работах по истории казачества - “Справочной книжке” Казачье Войско “Главной императорской военной квартиры” за 1912 год под редакцией В.К.Шенка, в “Истории казачества Урала” под редакцией В.Ф.Мамонова можно найти упоминание о том, что из-за этих репрессий волжские казаки ушли - одни на Терек, другие на Яик (Урал).

Но еще до этих событий на Волге появились вольные люди, как-то связанные с Червленым Яром. Один из них – атаман Ермак. В российской историографии казачества он так и остается Ермаком Тимофеевичем. Хотя у него было еще и родовое имя. Но сохранили его только казачьи сказки. В двух из них - «Ермак и уж» и «Как Уруп-Князь в грязи увяз» - атаман именуется Ермаком Чигиным. Не имея на руках метрики Ермака, можно предположить: атаман или его предки могли быть нашими земляками.

Если внимательно рассмотреть карту европейской части России начала XVI века после развала Золотой орды, то мест, откуда мог придти на Волгу «вольный люд», удается обнаружить не так и много. Это либо новгородские и поморские земли, либо интересующий нас Червленый яр. Не будем приводить аргументы «за» и «против» обеих версий. Скажем лишь, что в русском языке нет имени Ермак, а вот у осетинов и все тех же адыгов, которые сегодня считаются прямыми потомками асов-алан, встречается вариант «Ырмаг».

Нельзя полностью отрицать и западный путь эмиграции червленоярцев. Тем более, от Дона до Буга и за порогами Днепра к тому времени существовали несколько протоказачьих анклавов со схожими условиями. Те же севрюки, запорожцы или бологовцы, их образ жизни и условия, в которых сложились эти общности, по сути, мало чем отличались от червленоярских, как мы их себе представляем. А значит, влиться в эти общности мигранты из междуречья Дона и Хопра могли весьма органично.

Переселение чигов на Днепр давно и активно обсуждается в околонаучных кругах. Рисуется этот процесс как массовый исход. Якобы именно донские чиги основали в самом начале XVI сперва крепость, а потом и город Чигирин. Действительно, согласно древнейшим упоминаниям, изначально Чигирин был казацким городком. Да и время его основания совпадает с расселением червленоярцев. На каменной глыбе, найденной когда-то на Богдановой горе, была выбита надпись: «Чигирин. Основ. в 1512 г.».

Но вряд ли проникновение донских потомков языгов на днепровские берега было столь массовым. Там и своих черных клобуков хватало. Хотя, вспоминая все того же казака Чигаса из Черкасского замка, о котором мы упомянули ранее, да и сам этноним «черкасы», применимый именно к потомкам чигов, можно допустить западный маршрут значительной группы червленоярцев.

Если это так, то в земляки, а точнее в потомки земляков, можно смело записывать еще и гетмана Богдана Хмельницкого, уроженца Чигирина. Именно при нем, чигиринском сотнике, город стал первой столицей независимого от Речи Посполитой казачьего государства.


Собственно чиги

В какой пропорции поделились червленоярцы на тех, кто покинул землю отцов и тех, кто остался, сказать трудно. Но, вероятно, последних было немало. Оставив территории вдоль Дона, в которые все глубже стали проникать сторожи и засеки Московии, они отошли к Хопру, за Ворону, к Медведице. Здесь-то и появляются хоперские (верховские) казаки или, как их называли «низовые» донцы, чиги.

Если говорить о казаках как об этносе, то хоперские чиги явно были субэтносом, имевшим значительные отличия от тех же «низовых», которых чиги окрестили «тумой», что якобы переводится как «приблудившийся» или «полукровный». Даже в XVIII веке эти различия были заметны и внешнем виде, и характере казаков, и в их говоре и одежде (например, лапти были обычной обувью (у «низовых» была даже присказка — «Чига лыко драла, чига лапти плела»), а также, наряду со скотоводством, «заводили пашню», что было нехарактерно для «низовых» казаков.

Довольно долгий промежуток времени чиги не имели отношений с донцами. И только в начале XVII века донцы и хоперцы объединились. Сперва этот союз был непрочен. В 1650 году хоперские казаки пытались отделиться от Войска Донского и основали свой укрепленный городок Рагу.

Органом власти у хоперцев, в продолжение традиций червленоярцев, было общественное самоуправление, избираемое всеми жителями городков. А таковых в XVII веке в районе Хопра насчитывалось, по разным данным от семи до одиннадцати, с населением не менее тысячи человек в каждом. Ближайшим к нам являлся Пристанский городок – нынешний Новохоперск. Но и территория Таловского района в тот момент, похоже, была хорошо знакома чигам.

Во всяком случае, экспедиция Ивана Жолобова, отправленная в 1685 году из Тамбова для обследования незаселенных земель вдоль берегов Битюга с целью определения мест для строительства засечных городов, описала у места впадения реки Чигла в Битюг два Чиглинских (или Чиглянских) юрта, разместившихся по Битюгу от реки Тойда до какого-то Красного липяжка. В одном из них, верхнем, экспедиция обнаружила «избу, а в ней жители прежде вышеописанные Семен Паренаго с товарищи», в другом - «изба, а в ней жителей никово не изъехали». При этом Жолобов неоднократно называет высокий правый берег Битюга по всему течению «русскою стороной», давая понять, что, организовывая здесь городки и сторожи, царские власти не только контролировали левую, пойменную часть Прибитюжья, но и были малознакомы с ней.

Да и участие хоперцев в Булавинском и Разинском восстаниях во многом было спровоцировано как раз отбором части исконных хоперских земель между Битюгом и Хопром и передачей их «казенным черкасам» острогожского казачьего полка. Кстати, во время Булавинского восстания Чиглянский юрт фигурирует в источниках как место, где в 1708 году петровские войска полковника Тевяшева и подполковника Рыкмана соединились и настигли булавинского сподвижника атамана Хохлоча.

Словом, вплоть до конца XVII века интересующая нас территория находилась в сфере влияния чигов. А значит, было кому вложить в уста русских переселенцев пронесенные через века этнонимы. В том числе и название маленькой речки, которая все бежит синей лентой, извиваясь между орловками-вознесеновками, помня песни первых казаков-чигов, звучавшие на ее берегах. А поутру, в дымке тумана, густого, как дым костров бродников, нет-нет да и почудится образ лучника, натягивающего тетиву лука. Или ни с того ни с сего под неведомой тяжестью осыплется край берега на том месте, где семь веков назад пил воду золотоордынский конь. Память у Чиглы крепкая…

(Собрание материалов историком Владиславом Вдовенко)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 21:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2015, 12:06
Сообщений: 791
Откуда: ВВД.Хоперский округ
Это только предположения и как правило, документально не подтвержденные.

_________________
Составляем генеалогическое древо казачьих родов В.Дона


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 23:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 дек 2008, 02:30
Сообщений: 3839
Откуда: станица Уманская Кубань
Спасибо... Интересно... Улыбнуло про Ермака... по моим подсчетам это уже 23 версия которые я слышал


А откуда кстати выражение "Чига гостропузая" :?:

_________________
Абы б и мы б ще побулы б, бо писля нас нэ будэ й и вас...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 10:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2015, 12:06
Сообщений: 791
Откуда: ВВД.Хоперский округ
По Скрылеву чига это причерноморское племя в Средние века упоминается в Слове о полку Игореве.Так же дразнилка иногогродними, казаков.Низовые донцы дражнили так Верховых.
В связи с тем, что документов по этой теме практически нет, составить более менее правдоподобную реконструкцию, (выложенную Лукьяновым), крайне проблематично.. Самый главный вопрос, где находился Червленный Яр и что под этим подразумевалось, так и не нашел ответа.

_________________
Составляем генеалогическое древо казачьих родов В.Дона


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 11:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 ноя 2013, 15:19
Сообщений: 133
Чиги оставили след не только в трактатах античных историков и трудах русских летописцев. Возможно, они стали еще и прообразом одного из персонажей русских сказок - Бабы-Яги.

С самого первого момента зарождения научного интереса к русскому фольклору в XVIII в. исследователи и собиратели песен подходили к нему как к памятнику старины. Исследователи по-разному оценивали сам сюжет сказки. Для одних это единичный факт, для других - целая историческая эпоха и свойственная ей система древних мифологических представлений. Но все сходятся во мнении, что в основе сказок и былин лежит переосмысленное реальные историческое событие. Вот от этого мы и будем отталкиваться в наших рассуждениях.

Баба-Яга на протяжении нескольких веков была излюбленным персонажем фольклора, особенно волшебных сказок. В них она не была однозначно отрицательным персонажем. Злобность и агрессивность не являются ее доминантными чертами. В зависимости от настроения могла то попытаться погубить русского героя, то парила его в баньке, дарила ему коня или волшебный клубок и указывала дорогу в царство супостата.

Такая двойственность поведения, хитрость и даже коварство свойственны и обитателям междуречья Хопра и Дона на протяжении многих столетий. Прослеживаются эти качества и у языгов, и у бродников, да и ранние казаки порой грешили этим. Основой их поведения были политическая и экономическая конъюнктура. Они вступали в союзы с более сильными завоевателями, не раз приходившими на их землю, а когда ситуация менялась, сами или при помощи бывших врагов расправлялись с ослабевшим бывшим партнером. Именно такая манера поведения позволяла тогда существовать на границе двух миров.

Вот лишь один тому пример. Будучи православными христианами, бродники вступали в битве на Калке на стороне татарского хана, а через полтора века уже громили полчища золотоордынского оглана Мустафы вместе с московскими дружинниками у Переяславля-Рязанского. Впрочем, русские же князья того времени выглядят не лучше: вечные ссоры и войны за уделы, сопровождавшиеся разорением и уничтожением мирных и беззащитных жителей, коварство, зависть друг к другу и клятвопреступления, влекшие за собой гибель целых областей, сел и городов. В варварстве и жестокости русские князья удельного периода превосходили даже самих татар. В этом каждый может убедиться, изучив эту эпоху русской истории. Не удивительно, что чиги не всегда хотели помочь таким соседям в постигшей их беде.

Баба-Яга - чародейка, наделённая магической силой, ведунья. Ее прототипом могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений. К тому же, у сарматов существовали различные формы огненного ритуала, вплоть до трупосожжений. Сарматы считали огонь очистительной силой, средством, облегчающим переход души умершего в загробный мир. Не отсюда ли проистекает навязчивое стремление Бабы-Яги посадить в печь, изжарить, сжечь героев русских сказок?

А еще на ум приходит Власовский лабиринт, изученный экспедицией Воронежского пединститута в середине 80-х годов прошлого века. Этим весьма странным объектом у села Власовка Грибановского района до сих пор интересуются любители всего паранормального. По мнению воронежских ученых А.Т. Синюка и А.З. Винникова, обнаруживших лабиринт под невысоким курганом, подобные подземные капища не встречаются ни у славян, ни у хазар. Да и предки мордвы, которых можно было встретить в те времена в бассейне Дона, за подобным занятием замечены не были. Объект действительно необычен. В центре лабиринта обнаружена глубокая столбовая ямка, наполненная щебнем. По профилю насыпи удалось проследить, что яма представляла собой остатки конструкции с земляным купольным сводом, в центре которого располагался некий каменный или деревянный объект, возможно, идол. И идолу приносились жертвы - глубже был обнаружен скелет человека, у которого в теменной области черепа определялось треугольное отверстие с гладкими краями - признак того, что со времени нанесения раны прошло несколько месяцев, прежде чем человек умер. По периферии лабиринта также обнаружены многочисленные жертвенники, где располагались останки животных, преимущественно головы лошадей. На одной из голов находились прекрасно сохранившиеся железные удила, датируемые VIII-Х векам нашей эры. Кто как не Баба-Яна занимался здесь магическими ритуалами и жертвоприношениями?

Вернемся в сказку.

Неотъемлемый атрибут быта Бабы-Яги ­- избушка на курьих ножках. Действительно, дома чигов, населявших преимущественно поймы рек, стояли на курынях или куренях – сваях на полозьях. Позже это слово было перенесено на всю постройку и сохранилось как название жилища в районах, населяемых казаками, и в некоторых украинских областях. Сваи спасали от подтопления во время широких разливов рек, на берегах которых селились чиги, а при помощи полозьев строение перемещалось во время недальних зимних кочевий. Имело такое жилище, как правило, турлучные стены (т.е. плетеные из двух рядов прутьев или камыша и заполненные землей для тепла и прочности пространством между ними), камышовую крышу, с отверстием для выхода дыма. Черты свайной постройки легко просматриваются в современном казачьем жилище. Курень верхнедонских казаков, тех самых чигов, - двухэтажный по устройству. И, скорее всего, его нижний ярус это не выросший «подклет», а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. Вполне естественно, что такая конструкция была отмечена славянами, основной формой жилища которых в VIII-X веках являлась полуземлянка, «вросшая» в землю по самую крышу.

Стоит избушка Бабы-Яги на границе миров - Яви и Нави, через которые пролегает путь в Кощеево царство (землю Кочев – кочевников). Явь – это мир уже известного для нас, понятого. Другими словами, Явь – родная знакомая земля, обычаи и обряды которой понятны русскому человеку. Окружена она со всех сторон окружёна Навью – миром непознанного, чужого. Именно на границе двух миров - славянского и тюркского располагался Червленый Яр. И путь из русских земель в половецкие или татарские Кощеевы степи всегда сопровождался крайней опасностью.

Кстати, чиги и кочевники оказались рядом не только в сказках. В знаменитом «Слове о полку Игореве» князь Святослав пеняет князю Всеволоду на то, что тот оставил его на поле брани: «Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногатѣ, а кощей по резанѣ». То есть, соизмеряясь с существовавшими в XII – XIII веках на Руси денежными номиналами, чига стоил в два с половиной раз дороже кочевника-половца. Хотя и дешевле славянина.

В некоторых сказках спутниками Бабы-Яги являются гуси-лебеди – персонажи, то и дело стремящиеся унести с собой детей. И это еще одна точная привязка чигов к кочевникам: половцам и татарам.

Во многих летописных источниках аллегорией русских воинов являются соколы, а степняков отождествляют с гусями и лебедями. В «Задонщине»: «Тогда гуси возгоготаша на речкы на Мечи, лебеди крилы въсплескаша. Ни гуси возгоготаша, во поганый Мамай на Русскую землю пришел, а выводы своя привел». «Уже бо те соколы и кречеты за Дон борзо перелетели и ударилися о многие стада гусиные и лебединые. То ти наехали рустиие сынове на силную рать татарскую».

Параллель «половцы – лебеди» прослеживается и у автора «Слова о полку Игореве». Все, что имеет какое-то отношение к этим степнякам, часто несет в поэме четкий знак лебедя: половецкие «крычатъ телегы полунощы, рцы лебеди роспущени». Восточные источники называли половецкое Поле «Лебедянью». Да и само название половцев – «кумане» («кумане рекше половцы») в буквальном переводе и значит «лебеди».

Так что славянские ребятишки, унесенные гусями-половцами и являющиеся для кочевников обузой, могли «оседать» во владениях Бабы-Чиги, ассимилируясь и превращаясь в предков славного казачьего племени.

Есть у нас и предположение, косаемое ступы. Возможно, описываемый в сказках летательный аппарат - просто приспособление для переправы людей грузов через речные поймы, к примеру, во время разливов. Подтверждение тому обнаружилось в Венгрии, в области Ясшаг. Считается, что там компактно проживают потомки асов, вероятнее всего языгов, оказавшихся здесь предположительно в XII-XIII веках. Так вот, до сих пор местные жители предпочитают пересекать небольшие речушки и ручьи посредством навесной переправы. На длинных тросах привязана глубокая деревянная люлька, напоминающая ступу, а приводят ее в движение, отталкиваясь длинным шестом.

Было бы неправильно с нашей стороны не попытаться ответить и на вопрос: «А почему Яга, собственно, Баба?» Это совсем просто. Греки называли савроматов и родственных им сарматов «женоуправляемыми». Именно так переводится с греческого этот этноним. То есть женщины играли у этих племен куда большую роль и в мирной жизни и в военное время, чем у тех же эллинов или славян. Это бросалось в глаза иноплеменникам. Греки в своем эпосе даже вывели образ амазонок. Они ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага.

Сарматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Восхищаясь их доблестью, мифотворцы ужасались нравами дев-воительниц. Вслед за скифами Геродота те пили кровь из мужских черепов, выставляли головы убитых на шестах вокруг домов, украшали узду своих коней скальпами врагов и т.д. Кстати, в некоторых наших сказках вокруг избушки Бабы-Яги стоят шесты с черепами…


… да нескоро дело делается

И вот здесь лично я на твоем месте, дорогой читатель, спросил бы: «А славяне в ту пору могли оказаться здесь, на Дону?» Что ж, надо признать, что вопрос этот каверзный. Более того, он может решительно разрушить всю нашу теорию о родине Бабы Яги. Действительно, если здесь, в междуречье Дона и Хопра не ступала нога славянина, кто же тогда мог поведать своим соплеменникам о хитрой Яге?

Причем, ступить она должна была никак не позже VI-VII веков. Дело в том, что этот мифический персонаж обитает в сказках многих славянских народов. Причем, словенский вариант - Jaga baba – нам особенно интересен. Такая известность Яги среди западных, восточных и южных славянских групп означает только одно – встречались они еще до разделения славян на три ветви, произошедшего где-то во второй половине I тысячелетия н.э.

Ведь тогда получается, что либо языги были другие, не донские, а, к примеру дунайские, либо и вовсе не языги-чиги, а какие-то другие асы-сарматы. Вот и в имени западно-украинской Язі-бабы при желании можно отыскать привязку к асам.

Ссылаться мы будем на византийца Прокопия Кесарийского, жившего как раз с конца V века до 60-х годов VI века. В своих трудах он сообщал современникам о многочисленных племенах антов, еще одного праславянского этноса, судя по тексту обитавших где-то в верховьях Дона. Скорее всего, эти анты и оказались на Среднем Дону еще до Прокопия. И хотя началом истории донских славян принято считать VIII-IX века, но, вероятно, Подонье было знакомо древним славянам почти на полтысячелетия раньше. Подтверждают это и археологические находки, сделанные в Воронежском и соседних регионах. К примеру, в Мучкапском районе Тамбовской области в 15 километрах в 15 километрах от все того же грибановского села Власовка, обнаружены праславянские поселения постзарубинецкой культуры V-VI веков.

В III-IV веках на территории Курской и Белгородской областей распространяются памятники так называемых черняховской и киевской археологических культур. Их элементы выделяются и на ряде поселений и городищ III - V веках на Верхнем Дону. И хотя определить однозначно этническую принадлежность этого населения трудно, но в них велика доля славянского элемента.

Вижу, читатель, ты хочешь задать еще один вопрос: «Ну, а с чигами как обстоят дела? Они-то в тот момент могли здесь быть?» Могли. Но с ними история куда запутаннее.


Языги, они же чиги, они же асы

Сарматы появились в наших краях еще во III-II веках до н.э. Придя на Дон с основной территории их обитания – из-за Волги, они в ту пору стали безраздельными хозяевами степей юга нынешней европейской части России и всего северного Причерноморья. Именно по Танаису многие источники проводят границу между Европейской и Азиатской Сарматиями.

Если верить «Руководству по географии» Клавдия Птолемея, жившего в II веке до нашей эры, на интересуемой нас территории в его время оказались то ли царские сарматы, то ли сарматы-конееды (гиппофаги). Ни в том, ни в другом имени нет и намека на самоназвание племени. Так что под ними могли значиться любое из племенных союзов, а их было немало. Языги, роксоланы, сираки, аорсы, сайи … Волны ираноязычных миграций из-за Урала и Волги сменяли одна другую на протяжении шести веков.

И все же мы склонны считать, что первыми в Донской лесостепи, как это случилось в северном Причерноморье и на границах Римской империи, могли оказаться именно языги. Произошло это после того, как в степи Нижнего Подонья появились родственные языгам племена, которые могли «раздвинуть» языгов по периметру их первоначального ареала. Но, возможно, междуречье Дона и Волги было исконным местом их обитания, и языги – одно из племен савроматов Геродота, помещенных им как раз в Задонье.

То, что языги и были царскими сарматами, в своем трактате подтверждает древнеримский историй Аппиан Александрийский. По его сведениям, когда царь Понта Митридат Евпатор в начале I века до н.э. перешел в Европу, то к нему присоединились из сарматов так называемые царские языги. Такого же смысла сведения находим и в знаменитой «Географии» Страбона: «Все пространство… между Борисфеном и Истром занимают, во-первых, пустыня гетов, затем тирегеты, за ним иязиги-сарматы, так назваемые царские…».

Возможно, этнонимы «сарматы» и «языгы» были какое-то время синонимами. Ведь само название «сарматы» очень редко употреблялось источниками в отношении других родственных народов иранского происхождения, появившихся позже в поле зрения римских и византийских историков – аорсов, аланов и других – и почти никогда в отношении роксоланов.

Вообще, воронежской земле везло на царственных «кочевников». Ранее здесь обитали «царские» скифы Геродота. Возможно, этот громкий титул получили те сарматы, которые захватили власть в племенах «царских скифов» раннего скифского периода.

Но и про гиппофагов тоже забывать нельзя. Состав тризн и напутственной пищи в донских сарматских курганах указывает на преимущественно коневодческий характер их скотоводства. Так что этноним «конееды» тоже подходит к сарматам лесостепного Подонья. К тому же, как это случалось у Птолемея, под обоими названиями мог скрываться один и тот же народ, разделенный, к примеру, значительной водной преградой.

Словом, с высокой долей вероятности можно предположить, что нынешний Таловский район населяли именно языги.

У них могло быть много имен, под которыми их знали в «цивилизованном» мире. К уже упомянутым вариантам «чики», «зихи», «зиги» следует добавить еще «яксаматы», «иксибаты», возможно «басилы» и «савроматы». Но куда важнее определиться с тем, как эти кочевники сами себя называли.

В 1502 году Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что зихами зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном наречии они называются адзыги. Возьмем на себя смелость немного поправить генуэзца: асцыги или асчиги. То, что практически все асы-аланы в самоназвании использовали родовое имя «ас», общеизвестно. Даже роксаланов готский историй Иордан называет рокасами. И «ас» здесь, как и в старославянское «аз», могло означать «я» Так что этноним «асчиг» мог означать «я – чиг».

Вполне возможен и обратный порядок частей в названии – чигас. И этот вариант чем-то напоминает экзоним украинских казаков. Мы далеки от мысли, что этноним «черкасы» произошло от «чиг» либо каких-то производных этого названия, но об этом заявлял не только Интернарио. Вот и габсбургский посол, историк и писатель Сигизмунд фон Герберштейн в XVI веке в «Записках о Московии», отдавая дань прежней традиции, упоминает «чиков», однако, параллельно уже использует новый экзоним - «черкасы». К тому же, в описании Черкасского замка 1552 года среди казаков, населявших, можно обнаружить имя или кличку «Чигас». Мог ли потомок донских чигов оказаться в середине XVI века на берегу Днепра? Давайте попробуем ответить на этот вопрос чуть позже.

А сейчас вернемся к царским языгам, которые на рубеже тысячелетий, а может быть и чуть раньше, могли оказаться на берегах Чиглы.

Подгоняемые то ли более сильными и сплоченными соседями, то ли изменениями климата, который становился все жарче и засушливее, сарматы Подонья уходят все дальше на север. Во II в. сарматские курганы появляются уже в глубинных лесостепных районах Липецкой и Тульской областей. Так что Средний Дон становится даже не границей расселения сарматов, а их внутренним районом, который в разные эпохи мог населяться разными сарматскими племенами.

По особенностям погребального обряда и инвентаря в Донской лесостепи выделяют три хронологические группы, отражающие основные этапы освоения сарматами. Так вот, между Битюгом и Хопром обнаруживаются памятники (в первую очередь, погребения) сарматского времени всех трех периодов.

Впрочем, это не означает, что их оставили три разных племени. Сарматы пришли не на пустое место. Аборигены - носители среднедонской культуры скифского времени - могли влиять на образ жизни и элементы обрядности. И изолированные до поры группы одного племени после такого взаимовлияния, гонимые изменениями климата, могли сменять друг друга. Хотя и проникновение новых групп иноплеменных кочевников вглубь лесостепи тоже исключать нельзя.

Как бы то ни было, нахождения в интересующем нас районе сарматов, вероятнее всего, языгов подтверждается и письменными источниками и археологическими данными. Но этого мало.


Третий элемент

Для того чтобы река нареклась именем народа или племени, кроме этого племени нужны еще и те, кто назовет и будет называть ее какое-то время, пока гидроним не закрепиться за объектом. Как мы уже определились, интересующую нас Чиголку могли так назвать тюркоязычные племена, обитавшие на данной территории. Список кандидатов велик: начиная гуннами и заканчивая монголо-татарами.

Тюркскими «пионерами» в наших краях стали гунны. Случилось это во второй половине IV века.

В 2015 году на высоком левом берегу Чиглы у села Новая Чигла в одном из курганов обнаружено захоронение, которое участники экспедиции ВГПУ датировали концом IV века или началом V века. Предположительно погребенной оказалась сарматка. Череп женщины был искусственно деформирован, что было характерно для гуннов, а вот инвентарь захоронения скорее сарматский. Пожалуй, лучшего доказательства того, что сарматы остались в наших краях и после первых контактов (хотя правильнее было бы назвать последние военными стычками). При этом шли активное взаимопроникновение культур и, вероятно, ассимиляция. Кем ощущала себя эта женщина в большей степени, сарматкой или гуннкой, сказать трудно. Но называть свое племя она могла по-прежнему чигами. Кочевники, встретившись с другими кочевниками, вряд ли изменились настолько, чтобы менять свое родовое имя.

Следует, однако, сказать, что подобных захоронений в Воронежской области не так и много, что говорит о значительном сокращении асов в Подонье. Но можно еще и попенять на слабую археологическую изученность территории между Битюгом и Хопром. А именно эта территория и могла довольно долгое время являться одним из немногих «островков» сарматского мира в море сменяющих друг друга тюркских и не только тюркских племен. Только географическая обособленность немногочисленной группы населения могла сохранить ее идентичность достаточно продолжительное время. Географическое положение участка для этого более чем благоприятное. В перевернутом треугольнике, образованном естественными преградами - Хопром, Битюгом и густыми лесами по линии, проходящей южнее Тамбова, мало интересными кочевникам, могли сохраниться те немногочисленные группы сарматов-языгов, которых не уничтожили или увлекли с собой гунны. Одна из таких групп языгов могла довольно долго занимать территорию на берегах Чиглы и дать основание назвать реку именем племени.

И все же во времена первых тюрков языги в Подонье не были столь малочисленными, чтобы выделять какое-то отдельное место их обитания. А потому шансы гуннов на авторство этнонима не столь высоки по сравнению со следующими тюрки – хазарами, печенегами и, особенно, татарами. Да и ассимиляция той поры была, может, и не первой волной для донских сарматов, но точно далеко не последней. Одну из главных ролей в этом процессе играли славяне. На территории той же Дронихи прослеживается присутствие представителей борщевской культуры VIII-IX веков. Но и кочевники не отставали. И все же сарматский корень продолжал держать родовое древо жителей междуречья Хопра и Дона.


«И броды им ведомы…»

В 60-80-е годы прошлого века воронежские археологи исследовали комплекс, расположенный на левом берегу реки Битюг в урочище Дрониха у села Верхняя Тишанка. Вскрыта была площадка в 900 квадратных метров, на которой обнаружились материалы неолита, скифского времени, периода раннего железного века и раннего средневековья. Но была и среди них и одна находка, которая вызвала у исследователей некоторые затруднения. Ею стало мужское захоронение, датированное Х веком, в котором обнаружился нательный крест. Отнести христианина к какой-либо культуре номадов того периода было сложно, и нашедшие решили, что захоронен здесь бродник.

Этноним этот появился в древнерусских летописях в предмонгольское время, и с середины XII в. служил для обозначения населения Донских степей. Мнений в отечественной науке о том, кого же русские летописи именуют бродниками, масса. Одни считали их русским племенем, которое не нашло общего языка с княжествами и решило жить обособленно. Другие – бродягами, скопищем бандитов, состоящих из славян, угров, тюрков, короче из всех, кого прельщала романтика «большой дороги».

Хотя в самом раннем персидском географическом трактате «Худуд ал-Алам», датируемый 982 годом нашей эры, народы, населявшие Похоперье и правый берег Средней Волги, именуются «брадас» и «буртас» с явным указанием на их родовую принадлежность к асам.

Данные письменных источников, археологических раскопок, антропологических исследований позволяют говорить о том, что появились они здесь из лесостепного Подонья в X в. и сохранялись там как отдельная этническая группа вплоть до начала XVII в. Дочь всемирного известного ученого Михаила Герасимова, Маргарита Михайловна, сама выдающийся антрополог, подчеркивала, что антропологический состав племен, пришедших из Подонья на Волгу, очевиден. Это так называемый зливкинский тип – европеоидный с ослабленными монголоидными чертами. Население это было довольно однородным и относилось к европеоидной брахикранной расе сарматского облика с незначительной, но все-таки уловимой монголоидной примесью, говорящей о давней метисации. /1/ Данную группу профессор О.Б. Бубенок условно назвает "аборигенной", потому что происхождение этого населения корнями уходит не только в хазарский период, но и в гуннскую и позднейшую сарматскую эпохи. Принадлежал ли к группе брахицефалов бродник с Дронихи неизвестно, так как краниологические исследования в данном случае не проводились.

Напрашивается простой вывод: в лесостепном Подонье до Х века жили преимущественно сарматы или их прямые потомки, пережившие вторжение не только гуннов, но и других кочевников, и продолжавшие обитать на прежних местах.

Этноним «бродник» мог являться переводом на древнерусский язык самоназвания племени — фард-ас (буртас) — "асы, живущие на переправах". К тому же, и сам термин «буртас» стал упоминаться в древнерусских летописях в золотоордынский период, с XIII века, когда этноним "бродник" уже не использовался.

Но это вовсе не означает, что к Волге отошли все обитатели Подонья. Эта миграция могла быть вызвана целым рядом причин, к примеру, перенаселением или изменением климатических условий. Тем более, что к тому времени в междуречье Дона и Хопра появляется весьма интересное образование, называемое Червленым Яром.


Загадочный Яр

Первые заслуживающие доверия упоминания о Червленом Яре появились в XIV веке. Правда, по ним ретроспективно устанавливается наличие этого объекта в конце XIII веке. О том, когда, а главное, как образовалась эта область ученые и любители истории спорят с большим удовольствием. Источников слишком уж мало, а потому их порой заменяет полет фантазии оппонентов.

Упомянутых источников всего три. Это сомнительное упоминание в Никоновской летописи и две грамоты митрополита, из текста которых видно, что между Рязанской и Сарайской епархиями имел место спор, длившийся более полувека, о каком-то «переделе» (пределе, территории), ограниченном с одном стороны рекой Великой Вороной.

Грамота Феогноста, датированная серединой XIV века, адресована всему христианскому населению спорной территории. Она начинается обращением: «Благословение Феогноста, митрополита всея Руси, к детем моим, к баскакам и к сотникам, и к игуменом и попом, и ко всем крестьяном Червленого Яру, и ко всем городом, по Великую Ворону». Далее сказано, что, поскольку «многажды речи и мятеж был, промеж двема владыками, рязаньским и сарайским, про передел тот», Феогност посылал в Червленый Яр своего игумена для расследования дела на месте. Игумен высказался в пользу Сарайской епархии, и Феогност выдал сарайскому епископу Афанасию соответствующую грамоту. Но затем рязанский епископ опротестовал ее, ссылаясь на более ранние грамоты своих предшественников, митрополитов Максима и Петра, решавших спор в пользу Рязанской епархии. Поэтому Феогност пересмотрел свое мнение и постановил передать Червленый Яр в распоряжение рязанского епископа, «ать ведает передел тот весь, по Великую Ворону».

Максим был митрополитом с 1283 по 1305 г. Значит, уже тогда между сарайскими и рязанскими епископами шла тяжба о Червленом Яре. Ясно, что православное население должно было появиться в этом районе еще раньше, ибо затевать крупную тяжбу и привлекать к делу митрополита имело смысл только за значительный «кусок пирога».

Ряд деталей текста свидетельствует о немалых размерах и значительном населении района. Баскаки – это золотоордынские чиновники весьма высокого ранга. На Руси их назначали обычно по одному на удельное княжество средней величины. А здесь они упомянуты во множественном числе, как и «города», и «игумены», а следовательно, и монастыри.

Но проблема не разрешилась, о чем свидетельствует вторая грамота. Ее автор - новый митрополит всея Руси Алексей. В отличие от своего предшественника, Феогноста он не стал колебаться и направил подтверждающую принадлежность Червленого Яра Рязанской епархии грамоту «всем крестьянам (по другому списку – христианы), обретающимся в пределе Червленого Яру и по караулом возле Хопор, до Дону, попом и дьяконом, и к баскакам, и к сотником, и к бояром».
Если по грамоте Феогноста местоположение Червленого Яра определялось довольно неясно, где-то в районе Великой Вороны, то из грамоты Алексея видно, что Червленый Яр – обширный район, ограниченный с востока Вороной и нижним течением Хопра и включающий значительную часть хоперско-донского междуречья к западу от этих рек. Да и на восток от Великой Вороны могла лежать червленоярская земля. То, что в грамоте Феогноста указана эта река, в отличие от остальных пределов, позволяет предположить: Ворона не была естественной границей Червленого Яра, но могла служить рубежом, к примеру, в административном делении золотоордынских улусов.

Судя по содержанию документа, сами червленоярцы больше тяготели к Сарайской епархии. Вряд ли это было бы так, если большинство в этой области составляли православные русские. Сомнительно и то, что сарайские епископы в течение столь долгого времени с завидным упорством претендовали на Червленый Яр, если бы, во-первых, это был небольшой и малонаселенный край Джучиева Улуса, а во-вторых, он изначально относился ранее к Рязанской епархии. Либо это была спорная территория, значение которой постоянно росло, либо Рязанская епархия таким образом пыталась расширить сферу своего влияния на Червленый Яр.

Очевидно, что если бы эту территорию заселяли только русские и татары, то вопрос решался проще и быстрее. Трудности могли возникнуть с населением, не относящимся ни к первым, ни ко вторым, и при этом составлявшим большинство, с которым были вынуждены считаться обе стороны конфликта. Этой третьей составляющей жителей могли быть «аборигены» лесостепного Подонья – потомки сарматов, бродники.

В XIII—XV вв. сарматский элемент занимал в Золотой Орде более весомые позиции, чем предполагалось ранее. Со времен военных походов во многих случаях монголы проявляли определенную лояльность по отношению к этому оседлому населению, что отвечало их стратегическим интересам. Такая политика проводилась в соответствии с установлениями Ясы Чингис-хана, которые предопределили характер будущих взаимооотношений завоевателей и покоренных народов.

Данные письменных источников, археологических раскопок, антропологических исследований и топонимии позволяют определить довольно обширный ареал расселения асов, которые проживали отдельными, зачастую изолированными, группами в окружении иноэтничного населения. А это значит, что в ряде районов степного и лесостепного Подонья и Поднепровья асы пережили монгольское вторжение и сохранялось там и в золотоордынский период.

А если это так, то само существование Червленого Яра опровергает один из фундаментальных постулатов всей славистской историографии периода Золотой Орды – тотальное уничтожение и порабощение ордынцами других народов. Вероятно, уничтожению подверглось население тех населенных пунктов и областей, которое оказывало монголам упорное сопротивление. Часть асов, не оказавшая сопротивление монголам, успешно интегрировались в военно-административную и социально-экономическую структуры Монгольской империи. Нужно всегда принимать во внимание, что Золотая Орда, как и вся Монгольская империя, не была бы создана, если бы завоеватели-монголы активно не использовали военный и экономический потенциал покоренных народов.

Асы, включенные в состав монгольских войск, помогли монголам завоевать другие народы и страны. В то же время, не стоит преуменьшать значение того, что переправы в этой и других подобных областях изначально контролировались и обслуживались именно асами. Здесь, по Червленому Яру, проходил один из главных путей из Орды на Русь и в Европу – Ордобазарная дорога, пересекающая не один десяток больших и малых рек и речушек. Кроме того, в Золотой Орде асы относились к числу земледельческого населения, без которого не могла существовать основанная на кочевом скотоводстве экономика монголов. Поэтому отношение золотоордынских правителей к таким асам в мирное время было довольно прагматичным.

Ряд исследователей склонны считать междуречье Хопра и Дона территорией не только Червленого Яра, но еще и самого западного улуса большого Улуса Джучи или Золтой Орды. И, скорее всего, имело оно не только русское, но и тюркское название. Даже называют в качестве возможного владельца этого надела на рубеже XIV и XV веков царевича Махмуда или Махмуд-хана – потомка пятого или тринадцатого сына самого Джучи, основателя Золотой Орды. Центром этого улуса предположительно была территория на стыке Бобровского и Бутурлиновского районов. Анализ летописных источников позволяет говорить об улусе как о тумене - одной из наиболее крупных административных единиц Орды, способной содержать десятитысячное войско. Вряд ли золотоордынская знать стала бы длительное время кочевать в нестабильном районе с порабощенным населением.

К этому следует добавить религиозную толерантность золотоордынских ханов к асам, благодаря чему последние в этом мусульманском государстве могли беспрепятственно и далее исповедовать православное христианство.

Многие этносы средневековья исчезли, так и не дав возможности последующим поколениям оценить их вклад в становление культуры и этногенез других, более поздних народов. Но не донские чиги-асы.

И если северокавказские асы сыграли активную роль в становлении не только современных осетин, но и других соседних им народов — карачаевцев, балкарцев, ингушей, а причерноморские приняли участие в этногенезе молдаван и крымских (ныне приазовских) греков-ромеев, то донские асы тоже дали начало нескольким группам. Данные предположения подтверждаются не только этнографическими параллелями, существующими в культуре осетин и упомянутых народов, но также находят подтверждение в фольклоре, лингвистическом и антропологическом материале.


Кавказ – гора асов

В 1880 году известный исследователь северокавказского казачества Иван Попко опубликовал книгу о гребенских казаках. Так называется группа русских казаков на Тереке, живущая выше собственно терских казаков, занимающих нижнее течение реки. Ранее было принято считать, что гребенские казаки образовались из группы нижнедонских, переселившейся на Терек в конце XVI века во главе с атаманом Андреем Шадрой. Но Попко привел изложение рукописи из собрания гребенского генерала Ф. Ф. Федюшкина, представлявшей собой, по словам Попко, сделанную в 1830-х годах запись местного предания о происхождении гребенских казаков.

Согласно этому изложению, первоначальное ядро гребенцев составили «рязанские казаки» из «волости Червленый Яр» на Хопре, переселившиеся, по мнению Попко, примерно в 1520–1530-х годах. Точная дата переселения в рукописи не была указана.

Автор книги связывал это с присоединением Рязанского княжества к Москве в 1520 году, мол, червленоярцы эмигрировали, опасаясь таких же репрессий, каким подверглись при присоединении к Москве в 1470–1480-х годах новгородцы и псковичи, часть которых, как известно, была принудительно переселена в центральные районы Московского государства. Он сообщает, что «в тот год» в Червленом Яру зимовала группа новгородских «ушкуйников» (речных пиратов), предыдущим летом разбойничавших на Волге, и что именно они подбили червленоярцев на переселение и сами ушли с ними. Но уехала лишь неимущая молодежь, а «люди пожилые и более зажиточные» предпочли остаться.

Переселенцы, отправившиеся на Кавказ, «выплыли весенним половодьем в Дон, откуда, по Камышинке, переволоклись на Волгу». Затем автор уточняет, что выплыли «рекою Хопром» «по половодью из городка Червленного», в честь которого затем был назван городок (казачья крепость) Червленный на Тереке, впоследствии станица Червленная. В одном документе XVIII в. гребенской городок в назван не Червленным, а Черленым. То есть варианты названия: Червленое, Черленое или Черненое, типичные для Подонья, сохранились и на Тереке.

Далее путь лежал по Волге мимо Астрахани и по Каспийскому морю до устья Терека. Там они «высадились на Учинскую (Крестовую) косу, где дружелюбно были приняты Агры-ханом, владельцем большого улуса, незадолго перед тем отложившегося от Золотой Орды». Агры-хан был «племянником последнего ордынского хана Ших-Ахмата и кочевал сперва между Доном и Волгой; но, заведя с ханом обычную усобицу и оставшись побежденным, перебежал с своим улусом к Тереку. В прежнее время, когда в волжско-донской степи случались бескормицы, он приходил зимовать на Червленый Яр и получал от тамошних казаков добрые услуги, о которых и сохранял благодарную память. Говорят, что когда он узнал об угрожающем казакам расселении по Суздальской области, то прислал сказать им, чтобы шли в те привольные места, куда и сам он укрылся».

Червленоярцы не остались у Агры-хана, двинулись вверх по Тереку, были приняты кабардинцами и получили у них землю для поселения. При этом Попко не без оснований видит тут намек на наличие каких-то еще более ранних связей между червленоярцами и кабардинцами.

Мы же, в свою очередь, предположим, что подобное радушие воинственных адыгов, кабарды можно объяснить тем, что в мигрантах из Яра они увидели, в первую очередь, потомков чигов, которые пришли на землю общих предков, и признали право родственного племени на часть принадлежавшей им когда-то территории.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 11:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2015, 12:06
Сообщений: 791
Откуда: ВВД.Хоперский округ
Некоторые горячие головы в целях расширения территорий ВД не особо церемонясь ''прихватили'' и Чиглянский юрт, выдавая его за казачий. Документ 1708 года апрель 11.Донесение Воронежского воеводы Колычева в Разряд..........отправлен от меня в поход до Битюга до Бробровского и Чиглянского юрта и одо иных сел и деревень которые обретаются по битюгу для охранения к Воронежу присудственных городов и сел и деревень и для охранения ж морского флота который обретаетца на Воронедже и на устье .Мне известна только одна тяжба Пристанских казаков с епископом из-за Коренной вотчины. На другие земли казаки не претендовали.

_________________
Составляем генеалогическое древо казачьих родов В.Дона


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 04:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 дек 2009, 23:09
Сообщений: 2588
Цитата:
... верховские казаки, или, как их называли «низовые» донцы, чиги.
....................................................................................................................................
(Собрание материалов историком Владиславом Вдовенко)


Вот откуда этому ВдовенкО знать, как низовые ДОНЦЫ верховых КАЗАКОВ кличут?
Возможно, что кацапы, с которыми граничат верховые казаки, и зовут их ЧИГОЙ.
Низовые же донцы зовут их ПЕХРЕЦАМИ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 08:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2015, 12:06
Сообщений: 791
Откуда: ВВД.Хоперский округ
НОВИК что это за новый термИн вы вывели, Верховые казаки? :mrgreen:

_________________
Составляем генеалогическое древо казачьих родов В.Дона


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 21:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 дек 2009, 23:09
Сообщений: 2588
Это - современная литературная норма написания классификаци донцов, которых во времена оные называли верховцами и низовцами.

Например:
Цитата:
Низовые и верховые казаки различались даже внешне. Если верховые ничем не отличались от крестьян, проживающих в центральной части России, то низовые имели характерную казачью физиогномику. Они являли собой ярко выраженную смесь азиатских и европейских черт и были, в основном, брюнетами с тёмными глазами.

Или:
Хаперъ писал(а):
Низовые донцы дражнили так Верховых.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 23:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2015, 12:06
Сообщений: 791
Откуда: ВВД.Хоперский округ
/

_________________
Составляем генеалогическое древо казачьих родов В.Дона


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 04 май 2016, 11:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 фев 2013, 09:18
Сообщений: 94
Откуда: Воронежская область
По Червлёному Яру - Шенников "Червлёный Яр", книга есть в нете. Автор питербуржец, т.е. лицо незаинтересованное. Довольно убедительно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 04 май 2016, 11:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2015, 12:06
Сообщений: 791
Откуда: ВВД.Хоперский округ
Убедительно что? В том, что там в 13 14 веке жили лица славянского типа исповедующих христианскую религию, согласен.А в том что те жители имеют родственную связь с современными жителями т.н.Ч.Яра, этому подтверждения нет.

_________________
Составляем генеалогическое древо казачьих родов В.Дона


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Червленый Яр. Чиги
СообщениеДобавлено: 05 май 2016, 12:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 фев 2013, 09:18
Сообщений: 94
Откуда: Воронежская область
Согласен.
Интересна сама концепция совместного проживания тюркоязычных полуномадов и славян - земледельцев.
На протяжении многих веков на территории Восточной Европы эти два мира взаимодействуют, причём ,в большинстве случаев, это взаимодействие взаимовыгодное. Скифы-Сарматы. Славяне - Половцы. Московиты - Орда. Русские - Казаки...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Новости СКВРиЗ

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

Rambler's Top100 доборные элементы